Родители не любят посещать школьные собрания. Некоторые считают их бестолковой тратой времени, другие боятся быть включенными в родительский комитет и организационные вопросы в классе, но большинство просто не хотят краснеть за успеваемость или поведение своих детей. А надо ли краснеть? Попробуем рассмотреть родительское собрание поближе. Вникнем в его структуру и разберемся, так ли страшен черт, как его малюют.
Проведение и организация родительских собраний – это должностная обязанность классных руководителей. Проще говоря, это не их личные выдумки - тащить родителей в школу. Учитель обязан проводить собрания не реже 4 раз в год, то есть раз в четверть. Он также должен отчитаться за проведенное собрание – сдать протокол в школьный психологический центр.
Классный руководитель не принуждает посещать собрания. Он должен пригласить родителей и уведомить их о теме предстоящей беседы. А вот тут начинается самое интересное. Школьные собрания могут быть разными: общешкольными или классными, организационными, тематическими или итоговыми. Если родители будут твердо знать, на какое мероприятие они идут и его тематику, будет ли у них желание пропустить его?
Любое родительское собрание подразумевает этапность. К этапам относят: психолого-педагогическое просвещение родителей, организационные моменты (экскурсии, вопросы приобретения пособий и дополнительных материалов), знакомство родителей с социально-психологической обстановкой среди учеников класса и достижениями школьников.
А где же пункт распекания родителей за неуспеваемость детей? Да нет его. Личные (чаще анонимные) беседы с родителем об успеваемости конкретного ребенка, учитель должен проводить в другое время. Педагог может всегда позвонить родителям и заведомо предупредить о своей обеспокоенности успеваемостью или поведением ребенка.
Классный руководитель не должен говорить на общем собрании о плохом поведении отдельного ребенка, его проблемах и ошибках. Это унижает достоинство детей и родителей. Да и не интересны другим родителям успехи чужих детей, им бы со своими чадами разобраться.
В любом классе есть несколько учеников, опережающих своих сверстников в учебе, и несколько детей, которым чрезвычайно сложно дается обучение. Ни в коем случае компетентный педагог не будет сравнивать их. Не должны родители других учеников участвовать и в обсуждении поведения вашего ребенка (ну кроме крайних случаев, касающихся класса в целом).
Классный руководитель, общаясь с родителями, никогда не будет ставить условия, не будет склонять родителя к наказанию ребенка. Он может только в рекомендательной форме помочь родителям. Учитель на собраниях знакомит родителей с жизнью детей в школе – том месте, где родители не присутствуют. И несмотря на это, такая оценка – это субъективное мнение отдельного человека. Другие преподаватели могут видеть картину в другом свете.
Способность усваивать знания и особенности поведения – это индивидуальные черты человека. Нет причин для родителя краснеть за своего ребенка.
Не стоит и родителям тратить время педагога, задерживая его после проведения собрания, для выяснения успеваемости своих детей. Для этого есть дневники, где учитель фиксирует оценки детей по всем предметам. Некоторые учителя выписывают ленточки оценок для родителей и раздают их в конце собрания. Можно попросить классного руководителя устроить встречу с педагогом- предметником , если у ребенка есть сложности по этому предмету.
Иногда родителям стыдно уйти с собрания до его завершения. В таком случае следует помнить, что учитель заранее рассчитывает длительность мероприятия и вовсе не лишним будет напомнить ему о том, что пора закругляться, если собрание затянулось.
Если просуммировать все вышесказанное, то получается, что школьные собрания вовсе не экзекуция родителей. Нет причин взрослым людям краснеть и бояться этих встреч. Если же родительские собрания проходят в жесткой манере разбора оценок и успеваемости детей, сравнения результатов, в желании устыдить и унизить родителей, то нужно усомниться в компетенции данного педагога.
Материалы с сайта "Я-РОДИТЕЛЬ"
Как научить ребенка слушать?
Вам приходилось покупать ребенку отлично изданную и хорошо иллюстрированную книгу известного детского классика, которая при более подробном домашнем рассмотрении оказывалась чем-то совершенно другим? Например, за сказку Андерсена, хорошо знакомую с собственного детства, выдается редакторский конспективный пересказ, где вся прямая речь урезана или вообще отсутствует, а эпитеты и описания и вовсе выброшены. Попытаемся высказать предположение, почему это происходит.
Нельзя отрицать, что за последние 20 лет в нашем русскоязычном культурном пространстве произошли значительные изменения. Многим современным родителям все больше кажется симпатичной идея о возможности получения знаний без труда. Хороша та информация, которая воспринимается без усилий. А знания нужно таким образом преподносить ребенку, чтобы они усваивались легко, почти автоматически.
Возможно именно поэтому сейчас в детских книжках - огромная на всю страницу картинка, а под ней одно единственное предложение из безбожно урезанного классика. Ребенку не нужно напрягать воображение, чтобы представить себе Красную шапочку, он вынужден принимать готовый образ. Центр тяжести в воспитании сместился со слухового на зрительное восприятие. Но то, что легко дается, легко и теряется.
Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.
Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:
- Ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).
- Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения ) - аудио кассеты.
Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.
Видимо лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радио спектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров. (А например только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).
- Если ребенку тяжело слушать,он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.
Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио .
Многие дети замечательно научились избирательно слушать, а следовательно, и слушаться, старших - и это достаточно серьёзная проблема для многих родителей.
Мы предлагаем вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям:
1. Станьте примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и, особенно, его самого. Больше слушайте, меньше говорите.
2. Говорите уважительно. Дети почти всегда "отключают" своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.
3. Вначале привлеките внимание, а затем говорите. Поймайте внимание вашего ребёнка, убедитесь, что он на вас смотрит прежде, чем заговорить. Можно попросить: "Пожалуйста, взгляни на меня и послушай, что я скажу".
4. Заранее предупредите о разговоре. Попробуйте установить временные границы: "Мне нужно поговорить с тобой через минуту. Пожалуйста, будь готов".
5. Понизьте голос. Вместо того чтобы кричать - начните говорить более спокойно. Обычно такое поведение застает детей врасплох, и они проявляют интерес к дальнейшему разговору.
6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо: "Немедленно займись уборкой", более четко сформулируйте свою просьбу - "Пожалуйста, убери кровать до того, как пойдешь гулять". Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.