Родительские собрания

Родители не любят посещать школьные собрания. Некоторые считают их бестолковой тратой времени, другие боятся быть включенными в родительский комитет и организационные вопросы в классе, но большинство просто не хотят краснеть за успеваемость или поведение своих детей. А надо ли краснеть? Попробуем рассмотреть родительское собрание поближе. Вникнем в его структуру и разберемся, так ли страшен черт, как его малюют.

Проведение и организация родительских собраний – это должностная обязанность классных руководителей. Проще говоря, это не их личные выдумки - тащить родителей в школу. Учитель обязан проводить собрания не реже 4 раз в год, то есть раз в четверть. Он также должен отчитаться за проведенное собрание – сдать протокол в школьный психологический центр.

Классный руководитель не принуждает посещать собрания. Он должен пригласить родителей и уведомить их о теме предстоящей беседы. А вот тут начинается самое интересное. Школьные собрания могут быть разными: общешкольными или классными, организационными, тематическими или итоговыми. Если родители будут твердо знать, на какое мероприятие они идут и его тематику, будет ли у них желание пропустить его?

Любое родительское собрание подразумевает этапность. К этапам относят: психолого-педагогическое просвещение родителей, организационные моменты (экскурсии, вопросы приобретения пособий и дополнительных материалов), знакомство родителей с социально-психологической обстановкой среди учеников класса и достижениями школьников.

А где же пункт распекания родителей за неуспеваемость детей? Да нет его. Личные (чаще анонимные) беседы с родителем об успеваемости конкретного ребенка, учитель должен проводить в другое время. Педагог может всегда позвонить родителям и заведомо предупредить о своей обеспокоенности успеваемостью или поведением ребенка.

Классный руководитель не должен говорить на общем собрании о плохом поведении отдельного ребенка, его проблемах и ошибках. Это унижает достоинство детей и родителей. Да и не интересны другим родителям успехи чужих детей, им бы со своими чадами разобраться.

В любом классе есть несколько учеников, опережающих своих сверстников в учебе, и несколько детей, которым чрезвычайно сложно дается обучение. Ни в коем случае компетентный педагог не будет сравнивать их. Не должны родители других учеников участвовать и в обсуждении поведения вашего ребенка (ну кроме крайних случаев, касающихся класса в целом).

Классный руководитель, общаясь с родителями, никогда не будет ставить условия, не будет склонять родителя к наказанию ребенка. Он может только в рекомендательной форме помочь родителям. Учитель на собраниях знакомит родителей с жизнью детей в школе – том месте, где родители не присутствуют. И несмотря на это, такая оценка – это субъективное мнение отдельного человека. Другие преподаватели могут видеть картину в другом свете.

Способность усваивать знания и особенности поведения – это индивидуальные черты человека. Нет причин для родителя краснеть за своего ребенка.

Не стоит и родителям тратить время педагога, задерживая его после проведения собрания, для выяснения успеваемости своих детей. Для этого есть дневники, где учитель фиксирует оценки детей по всем предметам. Некоторые учителя выписывают ленточки оценок для родителей и раздают их в конце собрания. Можно попросить классного руководителя устроить встречу с педагогом- предметником , если у ребенка есть сложности по этому предмету.

Иногда родителям стыдно уйти с собрания до его завершения. В таком случае следует помнить, что учитель заранее рассчитывает длительность мероприятия и вовсе не лишним будет напомнить ему о том, что пора закругляться, если собрание затянулось.

Если просуммировать все вышесказанное, то получается, что школьные собрания вовсе не экзекуция родителей. Нет причин взрослым людям краснеть и бояться этих встреч. Если же родительские собрания проходят в жесткой манере разбора оценок и успеваемости детей, сравнения результатов, в желании устыдить и унизить родителей, то нужно усомниться в компетенции данного педагога.

 

Материалы с сайта "Я-РОДИТЕЛЬ"

 

Как научить ребенка слушать?

Вам приходилось покупать ребенку отлично изданную и хорошо иллюстрированную книгу известного детского классика, которая при более подробном домашнем рассмотрении оказывалась чем-то совершенно другим? Например, за сказку Андерсена, хорошо знакомую с собственного детства, выдается редакторский конспективный пересказ, где вся прямая речь урезана или вообще отсутствует, а эпитеты и описания и вовсе выброшены. Попытаемся высказать предположение, почему это происходит.

 

Нельзя отрицать, что за последние 20 лет в нашем русскоязычном культурном пространстве произошли значительные изменения. Многим современным родителям все больше кажется симпатичной идея о возможности получения знаний без труда. Хороша та информация, которая воспринимается без усилий. А знания нужно таким образом преподносить ребенку, чтобы они усваивались легко, почти автоматически.

 

Возможно именно поэтому сейчас в детских книжках - огромная на всю страницу картинка, а под ней одно единственное предложение из безбожно урезанного классика. Ребенку не нужно напрягать воображение, чтобы представить себе Красную шапочку, он вынужден принимать готовый образ. Центр тяжести в воспитании сместился со слухового на зрительное восприятие. Но то, что легко дается, легко и теряется.

 

Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.

 

Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:

- Ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).

- Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения ) - аудио кассеты.

Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.

Видимо лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радио спектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров. (А например только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).

- Если ребенку тяжело слушать,он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.

 

Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио .

 

Многие дети замечательно научились избирательно слушать, а следовательно, и слушаться, старших - и это достаточно серьёзная проблема для многих родителей.

Мы предлагаем вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям:

1. Станьте примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и, особенно, его самого. Больше слушайте, меньше говорите.

2. Говорите уважительно. Дети почти всегда "отключают" своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.

3. Вначале привлеките внимание, а затем говорите. Поймайте внимание вашего ребёнка, убедитесь, что он на вас смотрит прежде, чем заговорить. Можно попросить: "Пожалуйста, взгляни на меня и послушай, что я скажу".

4. Заранее предупредите о разговоре. Попробуйте установить временные границы: "Мне нужно поговорить с тобой через минуту. Пожалуйста, будь готов".

5. Понизьте голос. Вместо того чтобы кричать - начните говорить более спокойно. Обычно такое поведение застает детей врасплох, и они проявляют интерес к дальнейшему разговору.

6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо: "Немедленно займись уборкой", более четко сформулируйте свою просьбу - "Пожалуйста, убери кровать до того, как пойдешь гулять". Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.

10 советов родителям
 
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
 
1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.
 
Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
 
2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.
 
Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
 
3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.
 
Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
 
4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»
 
Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
 
5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
 
Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
 
6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
 
При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил... все нервы вымотал...» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка - очень редко...
 
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
 
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
 
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
 
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
 
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
 
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
 
7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.
 
Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
 
8. Работайте только на «положительном подкреплении».
 
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
 
Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр...
 
9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
 
Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
 
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
 
Пожалуй, самое трудное время - вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть...
 
Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
 
10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.
 
Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!